Глубокоуважаемый Gusar!
С интересом прочитала Вашу ссылочку. Очень интересно.
Рискну высказать довольно поверхностную (т.к. текст с сокращениями) критику.Г-н Овсинский И.Е. создал свой труд очень давно (Новая система земледелия / Перепечатка публикации 1899 г. (Киев, тип. С.В. Кульженко)), и возможна путаница с терминами, в науке очень часто значение слов со временем изменяется. Поэтому, кстати, профессор А.А. Конев ставит слово психизм в кавычки.
наблюдения садоводов-эмпириков и теоретические заключения биологов наводят на мысль, что растения помимо воли человека могут иметь и собственную волю и согласно ее указаниям управлять своим развитием
В современной физиологии растений это называется биологическим потенциалом растений. "Воля" Овсинского не имеет ничего общего психикой, понимаемой нами прежде всего как умственная деятельность.
тела же растений - республика. Так как отдельная клетка более самостоятельна в теле растения, чем в теле животного, то и психическая жизнь проявляется в первом менее ясно, чем во втором.
Замечательная мысль, можно сказать что Овсинский предвидел широко распротраненную в современном хозяйстве технологию клеточной мирестемы!
К этой же мысли о существенном изменении теминологии говорит и "привычка" Шокальского, которая есть не более чем фоточувствительность листа.
и т.д. и т.п.
Книга очень интересна, но не как книга по физиологии растений и физике почв, а как художественная литература. За более чем век, прошедший со времени её написания, в России произошла масса перемен: сложились выдающиеся научные школы агрофизики, фоторегуляции, физиологии растений почвоведения в Петербурге, Москве, Обнинске, Пущине, Пушкине.
Глубокоуважаемый Gusar
А практика показывает, что он прав в своей оценке самосознания растений.
"Практика" XIX века не могла объяснить фотоэффект, наблюдать который можно в любом турникете московского метро, простите великодушно, но я искренне не понимаю как можно в XXI веке опираться на теории ооочень давно минувших дней.