Зима отсеяла “случайных” гостей
К теме прошедшей зимы на страницах периодических изданий по садоводству авторы будут возвращаться вновь и вновь. Уж слишком необычна оказалась она.
Наши сады летом 2003 года остались практически без урожая плодовых культур. Потери значительны: часть деревьев погибла сразу после зимовки, часть потеряла признаки жизни летом. Восстановление подмороженных тканей идет очень тяжело, и, возможно, часть деревьев мы потеряем в ближайшие год-два.
По своим последствиям зиму 2002/03 ученые и практики по садоводству приравнивают к последствиям катастрофической для наших садов зимы 1978/79 года. Тогда многие сады пришлось восстанавливать вновь. Я хорошо помню ту зиму. Морозы до -40оС стояли в наших краях более месяца. Однако прошедшую зиму нельзя назвать слишком морозной. Да, действительно, два раза за зиму столбик термометра опускался до отметки -35-37оС. Но столь низкие температуры держались недолго, два-три дня, не более. -35-37оС - критические температуры морозостойкости для большинства наших сортов и культур, при которых только начинается повреждение тканей дерева. Такие низкие температуры бывают у нас практически каждую зиму, однако, гибели плодовых деревьев не наблюдалось. Почему же прошедшей зимой наши сады столь сильно пострадали, что последствия можно приравнивать к суровой зиме 1978/79 годов?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вернуться в 2002 год.
ЛЕТО. КАК В САХАРЕ
Весь июль, август и половину сентября стояла жаркая и очень засушливая погода. Сады испытывали сильнейший дефицит влаги. Именно в этот период заканчиваются ростовые процессы, закладываются плодовые образования, и начинается накопление питательных веществ в древесине. Но на эти процессы питания не доставало, так как не хватало воды в почве.
ОСЕНЬ. ДОЖДИ, ДОЖДИ, ДОЖДИ...
Пошли дожди, и температура воздуха понизилась. На душе стало веселее. Однако радоваться пришлось недолго. Дожди шли без перерыва всю осень. И уже не дефицит воды, а ее излишки в почве стали вызывать опасения.
Избыток воды вытесняет из почвы весь воздух. Для полноценной работы корневой системы кислород в почве жизненно необходим. Всю осень корни плодовых деревьев буквально “задыхались” и не могли обеспечить крону всем необходимым.
В результате этап подготовки сада к зиме прошел при неблагоприятных погодных условиях.
НАЧАЛО ЗИМЫ. “ЧЕРНЫЕ” МОРОЗЫ
Ежегодно любой сад проходит несколько критических периодов, когда проверяются на прочность жизненные силы. Один из них - начало зимы, когда положительные температуры сменяются отрицательными.
Опасность этого периода заключается в том, что способность противостоять морозам у сада формируется постепенно. Для этого необходимо время с небольшими морозами, чтобы деревья прошли адаптацию, закалку и вошли в фазу биологического покоя.
К сожалению, в 2002 году такой возможности у наших садов не было. Вплоть до конца ноября теплые атлантические циклоны поддерживали на европейской части России стабильно положительные температуры. И вдруг, в первых числах декабря мороз до -20оС! Столь сильного и резкого похолодания оказалось достаточно для подмерзания однолетнего прироста у всех плодовых культур.
В первых числах декабря я провожу заготовку черенков для зимней и весенней прививки саженцев. Обычно в это время черенки не имеют даже малейших следов подмерзания, но в 2002 году наблюдалось значительное повреждение древесины, что сказалось на приживаемости прививок. Такой гибели саженцев у меня еще не было.
В начале зимы пришлось наблюдать еще одно довольно редкое зимнее повреждение - продольные разрывы коры штамбов плодовых деревьев. Из-за большого количества воды в клетках древесины и резкого скачка температуры при замерзании кора некоторых деревьев не выдержала натяжения и лопнула. Образовались продольные трещины. Если бы такие трещины образовались весной, то к осени от них не осталось бы и следа. Но впереди была еще зима.
ЗИМА. А ГДЕ ЖЕ СНЕГ?
В период максимальных холодов по ночам наблюдалось полное отсутствие ветра. Холодный воздух скапливался в низинных, замкнутых участках местности, где температура опускалась еще ниже. А это уже опасно.
Учитывая выше сказанное, становится понятно, почему сады, расположенные в разной местности, получили столь различную степень повреждения. В одних садах наблюдалась полная гибель деревьев. В других те же сорта не только выжили, но цвели и даже дали небольшой урожай. В степени подмерзания конкретного сада решающее значение сыграл микроклимат участка.
Еще одна неприятность прошедшей зимы - слишком маленький слой снега в течение первых 2-х месяцев. Началась она вообще без снега, и декабрьские холода глубоко проморозили землю, что вызвало тревогу за сохранность садов.
Но нам все же немного повезло, так как к началу наиболее сильных морозов слой снега уже был, хотя и небольшой, не было оттепелей, снег не уплотнился, не потерял своих изоляционных свойств, и сильные морозы были кратковременными.
И все же глубокое промерзание почвы (на открытых участках более 1 м), отрицательно сказалось на наиболее слабозимостойких культурах. Пострадали корни у садовой земляники, клоновых подвоев яблони, винограда, актинидии, ежевики. Лишь февральские снегопады и метели добавили снега в садах до обычного уровня.
КОНЕЦ ЗИМЫ. ТО “+“, ТО “-“
Почти все зимние месяцы простояла морозная погода. И только со второй половины февраля пошло чередование оттепелей и морозов. Резкие переходы температур от положительных к отрицательным не любит ни одна садовая культура, особенно в конце зимы, когда период биологического покоя уже пройден, и деревья находятся в состоянии вынужденного покоя. Наиболее чутко реагируют на провокационные оттепели в этот период косточковые культуры. За что и расплачиваются погибшими генеративными и вегетативными почками. К февралю мы уже лишались большей части будущего урожая, а скачки температуры внесли свой “посильный” вклад в это черное дело.
ДНЕМ - ВЕСНА, НОЧЬЮ - ЗИМА
В марте на европейской части России долгое время господствовал обширный антициклон - установилась тихая безоблачная погода. Яркое весеннее солнце поднимается над горизонтом уже высоко и к полудню нагревает освещенную часть кроны деревьев. Ночью же воздух охлаждается очень быстро, и деревья снова замерзают. Резкая смена температуры в течение суток порождает еще одно повреждение плодовых деревьев - солнечные ожоги.
Присмотритесь внимательно к штамбу и скелетным ветвям с юго-западной стороны кроны. Вы наверняка обнаружите участки с отмершей корой. Наиболее сильны солнечные ожоги в садах с неудачным микроклиматом, где ожоги наложились на морозобоины.
ВЕСНА. ПОРА ЦВЕТЕНИЯ
Но из плодовых культур в наших садах мало что зацвело. По иронии судьбы погодные условия для цветения этой весной были почти идеальными, что случается крайне редко.
Какие же конкретно зимние повреждения получили сады Мордовии? Однозначно ответить на этот вопрос невозможно, так как каждый сад получил свой индивидуальный набор. Степень повреждений зависит от микроклимата участка и зимостойкости сортов.
Лучший вариант - повреждения штамба и скелетных ветвей незначительны.
Худший вариант - полная гибель надземной и подземной части плодового дерева. Прошедшая зима запомнится надолго. По крайней мере, с 1979 года еще не было такой зимовки, когда сады испытывались на прочность практически по всему комплексу повреждающих факторов.
Как это ни странно звучит, но подобные катастрофические зимы могут быть и полезны. За последние годы садоводы стали забывать, что они живут в зоне рискованного земледелия. В садах появилось много сортов и культур, не подходящих для нашего климата. Например, в моей коллекции плодово-ягодных “случайных гостей” оказалось немало. Прошедшая зима естественным образом помогла от них освободиться и выделить наиболее зимостойкие сорта.
- Александр Иванович РОМАНОВ
- садовод-любитель, г Саранск
- 23.01.2004
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу editor@cofe.ru
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу editor@cofe.ru